Вакансии

Судостроение

Судоремонт

Портовые услуги

Изготовление
металлоконструкций

Услуги
металлообработки
|

Музей завода

Музей истории трудовой и боевой Славы завода был открыт 1 ноября 1976 года.

А до этого дня были долгие годы нелёгкого упорного и самоотверженного труда всех поколений керченских корабелов.

В декабре 1938 года с подписания акта о вводе первой очереди цехов завода начался отсчёт времени трудовых свершений наших заводчан.

Первым директором завода, в то время носившего название «Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод», был керчанин Григорий Акимович Задорожный.

В 1938 году завод успешно выполнил капитальный ремонт парохода «Чапаев», ледокола «Макаров», сухогруза «Дмитров», теплохода «Советский Крым».

На призаводской площадке возводились первые дома для заводчан, строились общежития, столовая, детский сад.

Завод рос, а вместе с ним рос и его коллектив, формировался, закалялся его характер, зарождались традиции, ковалась воля к трудовым победам.

Основой коллектива квалифицированных рабочих кадров стали 200 человек, обученных различным специальностям на Адмиралтейском заводе в г. Ленинграде.

Первым стахановцем на заводе стал токарь Беспалько Яков Платонович.

Вслед за ним по-стахановски стали работать заводчане Дахно, Хренов, Полищук, Котов, Кириченко, Слонов, Дубинин, Малайчук, Цокур, Бантышев, Смехов, Яцун. Это они положили начало добрым трудовым традициям керченских корабелов.

В 1939 году вошёл в строй Спецкомбинат № 1 для строительства торпедных катеров Г5-11 бис.

Первые торпедные катера были спущены на воду 22 июня 1941 года и 5 августа 1941 года  вошли в состав ЧФ.

В начале Великой Отечественной войны основная часть рабочих ушла на фронт. Их заменили женщины, подростки, старики.

Резко возросла производственная напряжённость. Враг рвался к Керчи.

Завод перешёл на военное положение, ему был присвоен № 532. Выпускали мины, снаряды, миномёты, противотанковые «ежи», переоборудовали гражданские суда в тральщики и сторожевые корабли.

В октябре 1941 года завод № 532 – оборудование и часть рабочих — были эвакуированы в   г. Тюмень и г. Молотов (ныне – г. Пермь), другая часть рабочих ушла на фронт и в партизаны.

На новом месте, в глубоком тылу не рвались бомбы и снаряды, не гремел гром канонад.

Но здесь тоже был фронт.

126 керченских кораблестроителей награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.». Более 200 человек награждены орденами и медалями за мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистами.

А тем временем  город-герой Керчь пережил две фашистские оккупации, две крупнейшие и тяжелейшие десантные операции, 4 раза линия фронта проходила через наш завод.

320 дней и ночей Керчь была прифронтовым городом.

И наконец цветущим весенним днём 11 апреля 1944 года наш город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков.

Территория завода представляла собой изрытую траншеями площадку с ДОТами и ДЗОТами. Все цеха были разрушены, отсутствовали источники всех видов энергии, не было пресной воды.

В таких условиях начали работники завода свою трудовую деятельность после освобождения города.

В мае 1944 года из Тюмени и Перми (г. Молотов) возвращаются керченские корабелы:   Г. И. Котов, Н. М. Куликов, П. Е. Слонов, Д. А. Амелин, А. П. Кандевский, Г. Д. Хренов.

В победном 1945 году с фронта возвращаются кадровые рабочие: корпусники И. А. Полищук, Т. Т. Зинченко, И. Н. Борзенко, Ю. Г. Клех;  токари Я. П. Беспалько, Ю. Я. Керов; электросварщик А. Е. Кириченко, гибщик Г. Г. Яцун, плазовщик В. А. Малайчук, мастер     С. Н. Моисеенко, бухгалтер А. М. Бенюмов.

104 воина-корабела не вернулись с войны, их имена выбиты на стеле Славы завода и навечно вписаны в книгу памяти наследников Победы.

Благодаря самоотверженному труду рабочих, инженерно-технических работников, служащих завода в тяжелейших производственных и бытовых условиях шло выполнение сложного производственного плана. Заводчане работали за себя и за тех ребят, что не вернулись с фронта.

Ашот Гарнакерьян в своём стихотворении «Клятва», опубликованном в газете «Керченский судостроитель» № 52 за 1987 год, языком поэзии рассказал молодому поколению заводчан, что ветераны войны всегда были на переднем плане в мирной «битве» за качественную продукцию нашего завода:

«В сорок первом году в Керчи,
Где прожектор метал лучи,
Нагоняя фашистских асов,
Я у наших зениток клялся:

Если всё-же свершится чудо,
Если выйду живым отсюда,
Буду жить на таком накале,
Чтобы руки не отдыхали,

Чтобы сердце, как в пекле боя,
Не искало нигде покоя….
…Время лечит и слёзы сушит
И боюсь я клятву нарушить:

Где-то вдруг отступить на шаг,
Сделать что-то боюсь не так,
Как хотелось бы, как обязан, —
Я ведь клятвой солдатской связан,

И за мной как будто следит
Тот, кто был молодым убит.
Хоть могилы молчат, молчат,
Я твой вечный должник, Солдат!»

С 1946г. по 1972г. на заводе построено и сдано ВМФ СССР 337 кораблей: морские тральщики пр. 254, малые противолодочные корабли, морской катер (торпедолов), артиллерийские катера.

С 1972г. по 1995г. на заводе построены и сданы  ММФ СССР и ВМФ СССР 113 кораблей и судов: танкера типа «Баскунчак» пр. 1545, танкера типа «Великий Октябрь» пр. 1559, супертанкера типа «Крым» пр. 1551, морской буксир пр. 1454, баржа-площадка пр. 16840, блок-модуль верхнего строения морской стационарной буровой платформы пр. 16716, сторожевые корабли пр. 1135, танкера типа «Победа» пр. 12990, пограничные сторожевые корабли пр. 11351, атомный лихтеровоз «Севморпуть» пр. 10081.

Всего на заводе имени Б.Е. Бутомы на сегодняшний день построено и сдано заказчикам более 500 судов и кораблей.

Традиции боевого и трудового подвига наших дедов и отцов нам хранить и  приумножать. Всеми доступными средствами, каждому на своём рабочем месте.

Наш с вами вечный долг хранить мир, который достался нам такой дорогой ценой.

Двери музея боевой и трудовой Славы завода имени Б.Е. Бутомы открыты для работников завода и его гостей.